Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Суббота, 18.05.2024, 12:59
Главная » 2014 » Февраль » 26 » Частная медицина положительно влияет на демогра�
04:52
 

Частная медицина положительно влияет на демогра�

Российская сеть клиник «Мать и дитя» выходит на IPO. После его проведения компания может превратиться в крупнейшую частную медицинскую сеть в России.

Впервые в истории российского бизнеса медицинская компания выходит на фондовый рынок. Принадлежащая главному акушеру-гинекологу России Марку Курцеру компания MD Medical Group (MDMG) объявила об IPO, которое пройдет в середине октября.

Сейчас сеть клиник «Мать и дитя», которой управляет MDMG, — самый успешный и рентабельный проект в отечественной частной медицине благодаря активно растущему спросу на родовспоможение и репутации его основателя.

По высшей планке

MDMG продаст на Лондонской бирже 35% своих акций по цене от 11,25 до 13,5 доллара за бумагу. Исходя из этих цифр весь бизнес оценен в интервале от 855 млн до 995 млн долларов, а в рамках сделки компания надеется привлечь до 343 млн долларов. Часть полученных средств (150 млн долларов) пойдет на дальнейшее развитие сети. MDMG сообщила, что планирует потратить их на финансирование текущей программы капитальных затрат, включающей в себя строительство больницы в Уфе. Остальные деньги уйдут основателю сети Марку Курцеру.

Что интересно, еще в начале сентября оценка компании была вдвое ниже. Компания планировала привлечь в рамках IPO 150 млн долларов, а весь бизнес оценивался в 400–500 млн. Однако организаторы IPO — Deutsche Bank и J. P. Morgan — решили поднять планку.

В итоге цены, по которым акции предложены инвесторам, выглядят завышенными. «Объясняется это тем, что сейчас у компании хорошие показатели рентабельности. Но пока не очень понятно, насколько она будет устойчива в дальнейшем. Организатор размещения Deutsche Bank в своих прогнозах экстраполирует оптимистические ожидания. Он сравнивает прогнозные мультипликаторы MDMG с мультипликаторами сформировавшихся компаний с развитого рынка и получает, по нашему мнению, завышенную оценку российской компании — в полтора-два раза. Да и не стоит сбрасывать со счетов отраслевые риски: на данный момент непонятно, как будет развиваться отрасль. У больниц традиционно есть и репутационные риски. Все это, похоже, не учтено в стоимости бумаг», — говорит портфельный управляющий компании «КапиталЪ Управление активами» Дмитрий Постоленко.

Оценка 955 млн долларов подразумевает, что MDMG перед IPO оценивают в 7,3 годовой выручки, или в 22 годовые прибыли. Цены на акции по таким коэффициентам, безусловно, слишком высоки. Однако, скорее всего, IPO состоится. «Несмотря на высокую цену, у сети “Мать и дитя” есть возможность разместиться, и ряд инвесторов будут заинтересованы акциями. Объясняется это тем, что сектор медицины в России на рынке еще не представлен, то есть других сетей больниц и клиник на фондовом рынке попросту нет», — говорит г-н Постоленко.

Кроме того, успешному проведению IPO может способствовать и потенциальное наличие якорных инвесторов — «ВТБ Капитала» и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ, стопроцентная «дочка» ВЭБа), которые, по данным СМИ, проявили интерес к этим акциям. РФПИ намерен приобрести около 11%, «ВТБ Капитал» — порядка 5%. Это означает, что почти половину выставляемого на продажу пакета купят близкие к государству структуры.

Родовспоможение — в регионы

В состав MDMG входит 12 клиник «Мать и дитя» в нескольких российских городах. В 1994 году власти Москвы открыли Центр планирования семьи и репродукции на Севастопольском проспекте — солидное многопрофильное учреждение, в состав которого вошли роддом, стационар и клинико-диагностическая лаборатория. Центр возглавил ведущий акушер-гинеколог страны Марк Курцер. В конце 1990-х он открыл при центре платную клинику «Мать и дитя», которую и выкупил у правительства Москвы через несколько лет. В клинике работали те же врачи, что и в центре, использовались те же технологии и подходы в лечении, да и услуги оказывались те же: ведение беременности и родов, экстракорпоральное оплодотворение, педиатрия и проч., но все — с более высоким уровнем сервиса. По сути «Мать и дитя» впервые предложила на рынке высококачественные услуги квалифицированного родовспоможения. Цены с самого начала были достаточно высокими. А сейчас стоимость контрактов на ведение родов доходит до 300 тыс. рублей.

Главный акушер-гинеколог страны Марк Курцер сумел создать эффективный симбиоз частной и государственной медицины Фото: РИА Новости

Клиника оказалась очень успешной: согласно инвестиционному меморандуму спрос ежегодно увеличивался не менее чем на треть, для всех желающих не хватало места. Г-н Курцер рассудил, что формат необходимо тиражировать, и не только в столице. Так были открыты еще 11 клиник: в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Перми, три из них — франчайзинговые.

Нынешнее IPO, как гласит инвестиционный меморандум Medical Group, необходимо для дальнейшего развития сети. В ближайшее время начнется строительство перинатального медицинского центра в Уфе, аналогичного московскому. Более того, компания намерена расширить перечень услуг, и не только в сфере родовспоможения. Так, уже в конце этого года планируется открытие многопрофильного клинического госпиталя в подмосковном Лапино.

Это логичный шаг. Развитие в регионах и освоение новых ниш здравоохранения — актуальная задача для частных компаний. «Рынок частной медицины очень сильно фрагментирован: на нем работает более 58 тыс. операторов. Консолидация крайне слабая. Это свидетельствует о том, что рынок находится на начальном этапе развития. И сейчас самый удачный момент для инвестиций в частное здравоохранение — места на этом ненасыщенном рынке хватит всем. Серьезной конкуренции нет, есть возможность занять свою нишу. По мере взросления и консолидации рынка сделать это будет сложнее», — отмечает Светлана Панкратова, советник президента по PR и GR группы компаний «Медси».

Географическая экспансия и комплексные услуги необходимы частным клиникам и для того, чтобы выдержать конкуренцию с государственными ЛПУ. С началом реформы здравоохранения в 2009 году власти инвестировали около 3 млрд долларов в строительство новых клиник и модернизацию существующих. «Частной медицине все сложнее конкурировать с государственной. Выжить смогут только крупные медицинские сети с высоким качеством услуг. Его может обеспечить только сетевой проект», — отмечает Сергей Лебедев, президент группы компаний «Свитчайлд», специализирующейся на экстракорпоральном оплодотворении.

Реализовав свои инвестиционные планы, «Мать и дитя» сможет стать лидером на рынке частной медицины в России: уже сегодня по размеру выручки — около 64 млн долларов за 2011 год — сеть уступает только подконтрольной АФК «Система» группе «Медси». Однако она значительно опережает ее в рентабельности: у MD Medical Group — 37%, в то время как у «Медси» — всего 11%.

Роды не патология

«Мать и дитя» — пример того, что медицина в России может приносить хороший доход, а не только убытки, как всегда считалось. Инвесторы долго избегали эту отрасль из-за высоких издержек, не всегда понятной структуры затрат и больших сроков окупаемости проектов.

Как же Medical Group удалось добиться высокой рентабельности? Прежде всего благодаря правильно выбранной нише — частного родовспоможения. В последние годы, несмотря на кризисные явления в экономике, в России уверенно растут показатели рождаемости. При этом уровень государственного родовспоможения, работы персонала роддомов в целом по стране невысок. Например, показатель младенческой смертности в России на протяжении многих лет остается стабильным и составляет 0,8–0,9% — это вдвое выше, чем в развитых странах. Слухи о «совковых» роддомах с пьяным хамоватым персоналом заставляют многие семьи искать альтернативу государственным ЛПУ. Боясь возможных осложнений и морального унижения, люди на таких важных вещах не экономят.

«Мать и дитя» соединяет в себе сервис, присущий платной клинике, с гарантиями государственной медицины благодаря близости к главному перинатальному центру страны с его научной школой и традициями. «Это действительно наиболее качественные услуги родовспоможения в нашей стране. Мы рекомендуем “Мать и дитя” своим пациенткам, которые ждут ребенка», — говорит Муслим Муслимов, владелец многопрофильных клиник «Клиника № 1», «Леда МЦ».

Помимо высокого спроса отрасль родовспоможения отличается довольно низкими в сравнении с другими отраслями здравоохранения издержками. «Беременность и роды — естественный процесс, который не требует столь высоких затрат на технологии, медикаменты, койко-дни, как лечение реальной патологии, — утверждает Игорь Долгополов, заведующий отделением трансплантации костного мозга НИИ детской онкологии и гематологии. — Кроме того, “Мать и дитя” работает преимущественно с относительно здоровыми пациентками. Сам г-н Курцер неоднократно подчеркивал, что роженицам с патологиями следует выбирать специализированные родильные дома». Впрочем, «Мать и дитя» предлагает и высокотехнологичные услуги — например, ЭКО, однако не делает на это ставку. «Очевидно, что основные доходы связаны с ведением беременности и родовспоможением. Рентабельность ЭКО не настолько высока, она не превышает 10–15 процентов», — говорит Сергей Лебедев.

Возможность снижения издержек для MDMG заключается и в близости к государственному здравоохранению. «Мать и дитя» отчасти использует государственные мощности, коммуникации и врачей. Такой подход — открытие частной клиники под эгидой государственного центра — стал обычной практикой в отечественном здравоохранении. Например, частные клиники успешно существуют при НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, Гематологическом научном центре РАМН. Знаменитая сеть МНТК «Микрохирургия глаза» начала активно развиваться лишь после того, как ее основатель Святослав Федоров сумел пробить финансирование из государственного бюджета.

Партнерский бизнес

Несмотря на то что «Мать и дитя» — коммерчески успешный проект, у него есть и риски. Прежде всего они заключаются в переходе к многопрофильным услугам, себестоимость которых куда выше, чем у моноуслуг. «Закупка томографов, рентгеновских аппаратов, подбор специалистов, которые могут работать на высокотехнологичном оборудовании, требуют миллионов долларов и высокой компетенции», — отмечает г-н Муслимов. Не случайно частные медицинские компании в России развивались только в узких нишах, не требующих больших инвестиций и сложных технологий: стоматологии, уро-гинекологии, родовспоможения. Затратная многопрофильная медицина оставалась уделом государственных лечебно-профилактических учреждений. Только частные компании, имеющие сильных акционеров, могли отважиться выйти в этот сегмент, например группа «Медси» (впрочем, и она была образована путем слияния крупнейших ведомственных клиник страны и ГУП «Медицинский центр управления делами мэра и правительства Москвы»).

Риск строительства частных многопрофильных клиник заключается и в том, что в последние годы власти построили в стране множество лечебных центров, которые простаивают из-за отсутствия специалистов и недостаточного спроса. Вызывает вопросы и ценовая политика MDMG — далеко не все регионы готовы к стоимости услуг сети «Мать и дитя».

Впрочем, может быть, эти риски окажутся и не столь существенными. Во многом компания Марка Курцера развивает бизнес благодаря пожеланиям правительства усилить в стране частную медицину и тем самым решить проблему недофинансирования отрасли. Это подтверждает и тот факт, что в ближайшее время государство планирует передавать государственные ЛПУ в управление частному бизнесу, рассчитывая на то, что предприниматели помимо оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) будут эффективно управлять лечебными предприятиями.

Судя по всему, развитие частно-государственного партнерства и станет основным трендом на медицинском рынке в ближайшее время. Те медицинские учреждения, которые смогут грамотно комбинировать платные услуги и обслуживание по ОМС, будут иметь эффективную экономику и смогут привлечь инвесторов. У Курцера это получилось.

Просмотров: 320 | Добавил: thersurn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0